Очень важный для нас пост (почему писали ниже). Как и обещали, интервью с Олегом Бочаровым – автором панк-энциклопедии, а также издателем музыкального журнала "Painkiller", создателем телепередачи “Shit Parade” для русского MTV, а ныне редактором глянцевого журнала MAXIM. Итак: ►IP: Олег, привет. Перед началом интервью считаем просто необходимым поблагодарить тебя от лица поколения панков начала 2000-х, без этой книги многих из нас бы просто не было. Начнем сразу с самого важного вопроса, интересующего всех. Откуда бралась информация? Сейчас всем всё понятно, но абсолютно не понятно как искать информацию без интернета, тем более в России о западных группах. Это была инфа из каких-то зарубежных изданий? Личное общение? ►ОБ: Какой-то совсем-совсем зачаточный Интернет в те годы был, аскетичный, медленный и без википедий. Помнится, первой группой, которую я принялся искать, лишь только включил модем, были Bad Religion. На одной из их страничек красовалась огромная вывеска "Bad Religion - группа, у которой больше всего фан-сайтов в Интернете!". Вот такие были времена - одни же ботаны из университетов тогда в Сети кучковались, потому и Bad Religion был в великом фаворе. Полезной информации почерпнул из Сети я тогда немного. Самым любопытным оказался некий калифорнийский панк-форум (уж не знаю, существует ли он сейчас), где меня завсегдатаи познакомили с их культовыми группами типа Screeching Weasel и The Queers. До того момента я о них даже не слышал. Основных источников инфы было два: англоязычные рок-энциклопедии, которых у меня на полке скопилось штук пять-шесть. Англоязычные журналы. И компакт-диски, в буклетах которых в те годы было очень модно писать биографии коллективов. ►IP: Почему был выбран именно формат энциклопедии? Есть какой-нибудь иностранный аналог? ►ОБ: Рок-энциклопедий в мире выпускалось астрономическое количество, но чего либо досконально описывающее именно панк-рок мне в руки не попадало, хотя наверняка должно существовать. Все же не стоит забывать, что в то время - начало 90-х годов - панк-рок развивался просто взрывными темпами, и книгоиздательство за этим не поспевало. Плюс следует делать поправку на российский менталитет. Американцы один панк слушают, англичане другой, немцы третий. В России большинство продвинутых панков не были зациклены на чистом панк-роке, но и крепко сидели на всяких трэшкорах, грайндкорах, сайкобили и т.п. потому я это и не смог проскочить мимо. ►IP: Сейчас (когда информационных каналов предостаточно) некоторые факты из книги опровергаются (пример: “В 1997 тоду Joel вместе с Billie Joe из Green Day и Dan Panic из Screeching Weasel записал три песни опубликованные под именем ‘Penelope Alcatrazz'”), а на некоторые невозможно найти подтверждения (пример: “альбом оказался превосходным по всем пунктам, и даже продемонстрировал способность трио привнести в свою музыку определенные новшества Green Day решились сотворить балладу, хотя по их заявлению ‘Good Riddance’ — это лишь пародия на Bob Dylan’а.”). Есть мнение, что некоторые истории/факты в книге были получены при личном общении с людьми близкими к ситуации или вы сами додумывали/преукрасили их (как в художественной литературе). Хотелось бы услышать комментарии по этому поводу. ►ОБ: Из отсебятины я позволял себе только оценку того или иного альбома, или периода творчества. Энциклопедия достаточно субьективна, но к беспочвенным фантазиям я не был склонен. Многие ошибки перекочевывали из западных журналов и даже книг - иностранные рок-журналисты тоже ведь ошибаются. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. С некоторыми музыкантами из Америки я переписывался, но их в те времена интернете ошивалось негусто. ►IP: Ты не раз отмечал, что тебе не интересен (не нравится) русский панк-рок (и не только панк-рок), хотя, например, Игорь Танкист сказал, что ты участвовали в оформлении альбома Der Steinkopf. Ты по-прежнему не нашел ничего интересного для себя на территории рф/украины/белоруссии? ►ОБ: Я участвовал в оформлении очень многих панк-альбомов, включая Тараканов!, Пурген, Distemper и так далее. Что-то из русскоязычного мне все-таки по душе, но я не склонен такое слушать часто. Наверняка это неправильно, но у каждого свои недостатки. ►IP: Как возникало твое сотрудничество в качестве оформителя обложек? Просто русский панк ты не слушаешь, а обложки оформляешь. ►ОБ: Ответ скучный - я помимо журналистики и прочего писательства еще и дизайнером промышляю временами. Первые две "Панк-энциклопедии" сам же и верстал, например. ►IP: Интересный и очень "панковский" вопрос о продажах и вознаграждении. У книги было целых три (?) варианта издания, то есть получается, что два тиража точно были распроданы и допечатывались. Сколько всего было продано (издано) книг, доволен ли ты вознаграждением за труды? ►ОБ: Энциклопедию я с товарищем издавал самостоятельно, так что работал не за гонорар, а за выручку. Первое издание нас воистину спасло - разразился кризис, все остались без работы. А на вырученные за энциклопедию деньги мы принялись издавать свой журнал "Painkiller". Но там уже больше про хэви-метал писалось. Задолго до этого была идея издавать журнал про панк, инди-рок и альтернативу. Мы сделали один номер в 1994 году, но это оказался страшный провал в плане продаж. Потому я зарекся делать периодические журналы про что бы то ни было, кроме металла. ►IP: Допускаешь ли ты дальнейшие переиздания книги? Или считаешь, что сейчас это никому не нужно? (я, например, в прошлом году купил книгу (первый вариант утерян), у нас в провинции до сих пор продают и покупают). ►ОБ: Мне кажется, что половина информации (составы и дискографии) проще уже найти в Википедиях. Тем более что я сам одно время баловался тем, что правил статьи и в английской, и в русской вики - многих редких групп там вообще было не обнаружить. Даже статьи про Ramones на самой заре "Википедии" были совершенно крохотные. Помнится, я их раза в три нарастил. Тут не старую энциклопедию переиздавать надо, а выходить на какой-то принципиально иной уровень. В наш век требования совсем другие. ►IP: У многих групп в панк-энциклопедии (далее ПЭ) большие дискографии, у каждой есть рекомендуемые альбомы, и если учесть, что групп там под 200 штук, автору пришлось бы послушать порядка 2000 альбомов. Логичный вопрос – ты действительно слушал все альбомы и выбирал лучшие? Опять же, в книге много редких групп и записей - откуда доставал музыку? ►ОБ: Исключительно и только CD, уже тысячу лет их собираю. Ну плюс винила немного. Если бы у меня не было всех тех дисков, то и никакой энциклопедии бы не получилось стопудово. ►IP: Вопросы о группах в ПЭ: ►IP: Как выбирал группы? Например, во второй части были значительные добавления от Blink 182 до Napalm Death. ►ОБ: Очень и очень много было отзывов "а почему нет того-то и того-то?". Большинство из них я постарался компенсировать во втором издании. Плюс в какой-то момент я вдруг возомнил (может ложно), что у меня есть дополнительная, бонусная миссия - рассказать панкам о какой-то музыке, которая не является панк-роком в чистом виде, но может их заинтересовать и расширить кругозор. Потому я и взял на вооружение команды вроде Atari Teenage Riot, Jesus and Mary Chain, Pixies, Pogues, Stray Cats. Я и Manic Street Preachers добавил бы, если бы тогда был в курсе их творчества. ►IP: Как делил на “основные” и “вкратце”? Например в “основных” такие неочевидные (на мой взгляд) группы, как Stoned, Accused, Smash или Gas huffer. Тогда как вкратце попали MXPX, SNFU, RKL, все отцы шведского поп-панка (adhesive, satanic surfers, nfaa) и тд. Был ли тут фактор предвзятости с вашей стороны? Скажу честно, меня этот вопрос очень волновал при прочтении. ►ОБ: Верно. Если бы сейчас возникла необходимость делать новое издание, исправленное и дополненное, я бы вырезал те группы, которые себя не оправдали и выпали из поля зрения. Например, про Smash в середине 90-х британская пресса писала и долдонила непрерывно. Но в итоге группа так и не "стрельнула". Но на самом деле самый большой пробел в книге - это не шведы даже, а немцы. По ним в те годы было невероятно сложно добыть полноценную информацию. А то бы я с радостью забил книгу командами вроде Toxoplasma и Daily Terror. ►IP: При чтении заметно, что изложение достаточно субъективное (и это вовсе не минус). Были ли проблемы с поклонниками групп. Меня, например, очень обидела статья про оффспринг ("Впрочем, многие панк-рокеры отнеслись к успеху Offspring куда более скептически нежели к триумфу Green Day. С точки зрения традиционного панка 'Smash', конечно, более слабый альбом, нежели ‘Dookie' и ‘Let's Go!'. Критики стали подшучивать, что ежели Green Day являются современными The Beatles панк-рока, a Rancid — Rolling Stones, то Offspring ничто иное, как Herman's Hermits.") ►ОБ: Сейчас я и Offspring слушаю, и Herman's Hermits. Но проблемы с недовольными поклонниками бывают всегда - это неизбежное ярмо любого рок-журналиста. Взять того же легендарного Гарри Бушелла - он почему-то в свое время возненавидел Discharge. А ведь человек с отличным вкусом, поди пойми в чем проблема. ►IP: В ПЭ всего одна группа из пост-СССР – эстонцы J.M.K.E. Почему решил их включить? ►ОБ: Очень хотел в третьем издании сделать отдельный раздел по русским группам, но уже не хватило ни сил ни времени.. Даже начал собирать материал - некоторые (как группа Азъ, к примеру) сами принесли все необходимое. Но, как я говорил, и времени не хватило, а может и энтузиазма тоже. ►IP: Иностранные группы в курсе, что попали в российскую ПЭ? Может быть тебе приходилось общаться с кем-нибудь из них по этому поводу? ►ОБ: Точно нет. Я в какой-то момент начал посылать экземпляры своих журналов тем артистам, у которых брал интервью. Но вот что касается энциклопедии - не случилось повода ею поделиться. ►IP:В ПЭ имеется статья про группу Skrewdriver. Хочется что-нибудь спросить, но по сути в концепцию ПЭ эта статья вошла идеально. Может быть, у тебя были какие-нибудь пересечения с российскими ультраправыми по этому поводу? Начало 2000-х у меня стойко ассоциируется с накрыванием концертов и тому подобным. ►ОБ: Я - если так выразиться - рос на Горбушке, еще в те времена, когда там собирались исключительно коллекционеры пластинок. И вот ультраправых там всегда было более чем достаточно. А уж когда приезжали панки да металлисты из регионов - так просто все поголовно оказывались почитателями эстетики Третьего Рейха. Не из-за того, что они настоящие злодеи, нет. Просто это был важный элемент шокирующей контркультуры, ровно та же причина, по которой Сид Вишез носил майку со свастикой, а Ramones писали "Today Your Love Tomorrow the World". Хулиганство, в общем. Я настолько к этому привык, что никогда не считал плохим. К тому же каких-то озабоченных и больных на голову нацистов в этой среде не было. Помню еще задолго до "Панк-энциклопедии" в одном из журналов я напечатал статью про Oi! Просто про музыку, безо всякой политики. И спустя пару лет на какой-то вечеринке меня поймал главный редактор известного скинхедского фанзина и сказал, что читал ее, и с тех пор все искал возможность поблагодарить. Тем не менее фашистский панк и всякий там RAC я не слушаю совсем. Разве что пару-тройку альбомов Skrewdriver, которые сильно выделяются чисто в музыкальном плане. Ну еще Bohse Onkelz в их "правый" период любопытны. ►IP: В ПЭ ты практически полностью обошел тему т.н. молодежного хардкора, кришнокора, эмо/скримо, всякого мэдбола и битдауна. Это было сделано сознательно или ты просто не считаешь, что это достойно ПЭ? ►ОБ: Надо понимать, что многие из этих терминов сейчас, может, и на слуху, но в 90-е широкого хождения не имели. Взять тот же эмо - жанр возник давно, еще в 80-е, но сам термин в России был почти никому неведом (хотя команды вроде Embrace или Dag Nasty были мне хорошо знакомы). Про всяческие рэповые формы хардкора и я бы и сейчас не стал писать. Уж лучше скримо какой-нибудь вместо этого. Больше всего жалею, что упустил Refused, они бы в книге очень пригодились. ►IP: Спустя 15 лет с момента выпуска первой версии ПЭ изменились не только источники информации, а также появилась возможность увидеть живьем многие группы (тогда это казалось нереальным). Посещаешь (посещал) ли какие-то концерты групп, о которых писал в ПЭ? ►ОБ: Как говаривал Брюс "Крепкий орешек" Уиллис - я уже слишком стар для этого дерьма. Но некоторые концерты пропускать, конечно, нельзя. Можно было игнорировать первые в России концерты Bad Religion, The Meteors, Marky Ramone? Нет, нельзя! Но лучшим концертом в моей жизни не только в панк-роке, но и вообще - остается самый первый приезд The Toy Dolls. Музыканты отжигали просто за гранью фантастики. ►IP: Вопрос возможно дурацкий, но все же – считаешь себя панком? Считал ли на момент написания ПЭ? ►ОБ: Хотелось бы. Но кто в этом мире панк на фоне GG Аллина? ►IP: Что вообще сподвигло на написание? Чем занимался в момент написания книги или до этого? ►ОБ: Мотивация была простейшей. Вот каким-то чудом ты выкопал очередные диски никому неведомых групп, и тебя от них прет, дико прет. Но при этом ты понимаешь, что кроме тебя о них вокруг не знает никто и ничто. И тут два выхода - или ныть, рыдать и жаловаться на несправедливость мира. Или настойчиво сеять доброе и вечное в массах. Я выбрал второе. Панк-энциклопедия была создана не ради статей о Sex Pistols, Exploited и The Clash. Но в первую очередь ради всяческих богом забытых Rezillos, The Muffs, Hard-Ons, Mr T Experience и далее далее далее. Многие мне жаловались, что я перехвалил все эти группы, и они им не понравились в итоге. Ну да ладно, зато если хоть одному помогло, то счастье-то какое! ►IP: Есть ли панк-группа которую ты услышал после написания книги и она вкатила? Можешь что-нибудь выделить из современной панк-сцены? ►ОБ: Имеется очень задорная гаражная команда Black Lips. Не все их альбомы хороши, но некоторые (как "Good Bad Not Evil" и "Arabia Mountain") вернули мне веру в рок-н-ролл двухтысячных. Но это все таки гараж, причем ретроградский. А из панка... хорошо что напомнили. Попробую сделать двадцатую попытку приобщиться к современному панку. Предыдущие потерпели фиаско, но я еще не теряю надежду. ►IP: Твой личный топ-5 панк-групп/песен. Мы их добавим к посту. Или если не топ, то 5 песен которые у тебя ассоциируются с ПЭ. ►ОБ: Пять - это как раз число самых основных стилей в панк-роке. Вот прямо по ним и скажу. Поп-панк: Ramones "Ramones" Анархо-панк: Crass "Stations of the Crass" Хардкор: Minor Threat "Minor Threat / In My Eyes" Ой!: Cock Sparrer "Shock Troops" Ска-панк: Operation Ivy "Energy" ►IP: Ты написал названия альбомов. Не мог бы выбрать все таки 5 песен? ►ОБ: С песнями тогда иной совсем принцип. Просто 5 must have композиций: Sham 69 "If the Kids Are United" GG Allin "I Wanna Fuck Myself" Black Flag "TV Party" The Saints "Private Affair" Bad Religion "Generator" ►IP: Ты считаешь закономерным путь от автора ПЭ к редактору глянцевого журнала? ►ОБ: И не такие финты в биографии бывали. Я, например, лет пять проработал в рекорд-компании "Русский Шансон". Правда, при трудоустройстве сразу предупредил, что слушать их продукцию категорически отказываюсь. А работать панку в глянцевом журнале можно при условии что ему можно будет: спать до полудня, пить алкоголь в рабочее время, бренчать на гитаре прямо в редакции. Мне это разрешено. У нас даже курить можно не отходя от компьютера. ►IP: Может быть, какая-нибудь веселая история связанная с ПЭ? ►ОБ: Какое уж там веселье, если было три издания, и все равно с каждым разом находишь там все новые и новые опечатки. ►IP: Панк сдох? ►ОБ: Никто не говорит ведь "Шекспир сдох". Или "Моцарт - всё". Панк бессмертен, даже если от него нет новостей. Интервью брали: Сережа Нахичеванов и Misha Ozz Во вложении к посту можете найти панк-энциклопедию в формате pdf. Изучайте, возможно вы что-то пропустили!) #панкэнциклопедия #олегбочаров

Теги других блогов: музыка энциклопедия панк-рок